Основатель магазина мобильных приложений GetJar Илья Лаурс уверен, что сотовые операторы скоро исчезнут, потому что никому не будут нужны, – и телефонные номера вместе с ними
Еще пять лет назад мобильные операторы контролировали всю жизнь своих пользователей и заодно правили миром. Сегодня они находятся на грани вымирания. С каждым годом от них отщипывают все больше функций. Раньше они продавали приложения и игры – сейчас это делают Google и Apple. Раньше они зарабатывали на SMS – сейчас у нас есть WhatsApp, Facebook Messenger и десятки других похожих эппов. Фактически у мобильных операторов осталось всего несколько точек соприкосновения с юзерами – телефонные номера, голосовая связь и оплата их услуг. В среднесрочной перспективе операторы потеряют и это.
Мы все активнее используем Skype или Google Voice на своих смартфонах. В дизайн Android уже заложена удобная возможность совершать звонки через самые разнообразные VoIP сервисы. Facebook недавно добавил в свое мобильное приложение подобную функцию. Операторы привыкли брать с нас безбожные деньги за голосовые услуги, и они обречены проиграть в сражении со значительно более дешевым VoIP. Исход этой битвы предопределен экономикой. Вопрос, зачем Microsoft выложил $8,5 млрд за Skype, в этой связи можно считать риторическим. Разумеется, описанные перемены не произойдут за один год, но тренд очевиден.
Никакого смысла в уникальных телефонных номерах как единственном способе идентификации людей в эпоху развития социальных сетей тоже нет.
Зачем нужны громоздкие и неудобные наборы цифр, когда у нас есть реальные имена в Google Plus или Facebook?
Мы будем покупать смартфоны в обычных магазинах электроники или заказывать их через интернет. Никаких сим-карт, этого рудимента старого мира, тоже не будет: достаточно ввести свой логин, и ты уже в сети. Платить за трафик мы будем напрямую Apple или Google, которые в свою очередь будут перекупать его у операторов. Мы даже не будем знать, чьими услугами пользуемся в данный момент! Операторы станут абсолютно безымянными.
В истории технологической индустрии подобный паттерн прослеживается постоянно. В 1990-х интернет в США ассоциировался исключительно с провайдером AOL, который не только предоставлял доступ миллионам людей к сети, но и предлагал на своем портале весь спектр прочих услуг – от почты и форумов до погоды и новостей. С развитием Всемирной паутины вертикаль AOL была разрушена сторонними сервисами, а сама компания лишилась всей своей мощи. В любой стране мира об интернет-провайдерах сейчас вспоминают только тогда, когда что-то ломается. Аналогичная участь теперь ожидает и мобильных операторов.
Станут ли они сопротивляться? Конечно. Но как это уже случалось в прошлом, рано или поздно один из них сдастся. За ним оружие сложат все остальные. До появления смартфонов американские операторы навязывали свою волю производителям телефонов и обладали монополией на дистрибуцию приложений. Apple договорилась с AT&T о принципиально иной модели взамен на эксклюзивные права на iPhone. Раньше это было немыслимо. Прошло несколько лет, и конкуренция заставила остальных операторов последовать по этому пути. Точно так же однажды один из них начнет продавать трафик Google, Apple или Microsoft.
В разных странах эти перемены будут происходить разными темпами. Начаться все может в Великобритании, где конкуренция на рынке услуг связи особенно высока. За ней последует остальная Европа. Со временем падут позиции операторов и в США, где исторически у них чуть больше власти, чем в остальном мире. Но финал везде будет одинаковым.
Самое интересное начнется, когда мы начнем переходить от 3G и LTE к сетям нового поколения. Обескровленные низкой маржинальностью своего бизнеса мобильные операторы будут не в состоянии инвестировать в создание необходимой инфрастуктуры. Эту задачу на себя придется взять владельцам мобильных платформ, у которых хватит и средств, и желания. После этого операторы исчезнут с лица Земли.