Наблюдая за появлением огромного количества IT стартапов во всем мире, большая часть которых сосредоточена в Северной Америке, Европе и Азии, и видя их взрывной рост стоимости, часто в десятки раз от первоначального размера за короткие промежутки времени, мне становится интересно понять причины этого явления. Имея экономическую подготовку и кое-какие знания в этой области, я всегда старался постичь базовые механизмы, заложенные в подобных явлениях. Что является двигателем в этих событиях, а также где берётся топливо для всё большего и большего разгона этого явления? Откуда такой энтузиазм в прогнозах и почему венчурные инвесторы так охотно вкладываются в молодой, неокрепший бизнес, будучи твердо убеждены, что когда-нибудь это принесет им прибыль, намного превышающую прибыль от вложений в другие инструменты для инвестирования? В конце концов, откуда берутся деньги у этих самых венчурных инвесторов, чтобы так щедро вкладывать их в стартапы? И самый главный вопрос – неужели вопли паникёров «IT загибается»TM, которые я раньше постоянно слышал, не имеют под собой реальной основы?
Кризис первой волны доткомов надолго отпугнул потенциальных инвесторов от сферы информационных технологий. Поняв, что за обещаниями высокой доходности бизнеса в Интернете скрывается обычная финансовая пирамида и основным источником прибыли все же является реальный сектор экономики, инвесторы переместили свой фокус на другие инструменты инвестирования. На самом деле реальный объем рынка товаров и услуг, существовавший в то время в Интернете был крайне мал, а сами услуги были неразвиты и не предполагали такого роста, который им пророчили апологеты «новой» экономики. Это привело к схлопыванию пузыря и банкротству тех компаний, которые, по сути, занимались пиаром самих себя. В то же время такие гиганты, как Amazon и eBay выстояли, и существуют до сих пор.
Позже, как оказалось, инвестирование в жилищное строительство с последующей продажей его в ипотеку и связанные с этим финансовые спекуляции на бирже тоже не стали панацеей и позволили выиграть только тем участниками, кто успел вывести свои деньги до осознания этого факта и вложить их во что-то реальное. Виноватых долго не искали, и объявили таковыми злостных неплательщиков, коими в большинстве своем были, привычные к таким обвинениям, афроамериканцы. Немного пожурили Бен Бернанке и посетовали на высокие цены на сырье, а также осудили несколько финансистов с Wall Street, которые особенно злостно вводили инвесторов в заблуждение. В целом, уровень жизни крупнейших капиталистов не упал, зато появилось огромное количество обанкротившихся мелких инвесторов и производителей, долго потом обвинявших мировую финансовую систему во всех грехах и просящих государство заступиться за них перед крупнейшими акулами бизнеса. Финансовый кризис привел к недолгой рецессии, дно которой было достигнуто 2 марта 2009 года. После этого дня начался рост, всем объявили, что рецессия удачно пройдена, индексы уверенно поползли вверх и инвесторы, поняв, что пора прекращать подсчитывать убытки и надо начинать инвестировать во что-то, ринулись на рынок.
Количество свободных денег в мире велико, так как размер денежной массы давно превысил количество реальный товаров и услуг, продаваемых на мировом рынке. Постоянно разгоняемая инфляция и идея постоянного роста, заложенная в основах капитализма, не позволяет держать эти деньги без движения, заставляя инвестировать во что-нибудь, рассчитывая на процент от будущей прибыли.
Поиск подходящего инструмента для инвестирования продолжался недолго. После нехитрой аналитики, заключающейся в подсчете количества пользователей Интернета, а также примера гениальной маркетинговой политики Apple, показавшей, что с помощью Интернета можно получать прибыль за продажу практически всего (медиа-контента, услуг, приложений и т.п.), инвесторы решили, что Интернет и связанные с ним IT стартапы – лучшая область для инвестирования. Инвесторов также обнадежила динамика роста количества пользователей Интернета за последние несколько лет, которая позволяет надеяться на то, что даже если небольшую часть этих пользователей можно вовлечь в процесс покупки определенных товаров и услуг, то прибыль от этих операций превысит текущий уровень продаж. Количество пользователей Интернета выросло за последние 10 лет в 5 раз и составляет на текущий момент 32,7 процента от общего количества живущих людей на Земле. Если учесть, что процент населения Земли в возрасте от 15 до 64 лет составляет цифру 65,9, то можно сказать что у Интернета есть потенциал для роста в два раза. До сегодняшнего момента динамика роста количества пользователей была постоянной, и нет доказательств, что она остановится на этом. Соответственно, с ростом количества пользователей будет расти и количество товаров и услуг, предоставляемых с помощью Интернета. Некоторые сервисы становятся глобальными – ни для кого уже не является чем-то необычным заказать товар, находящийся в другом уголке мира. Стремительное развитие сервисов, предоставляемых через приложения и Интернет, на мобильных устройствах, и в то же время рост количества подобных устройств вызывает бурный восторг у аналитиков в этой сфере. Всё это заставляет инвесторов вкладываться в IT сферу, как наиболее перспективную в ближайшем будущем.
Появились новые виды сервисов – облачные услуги (xaaS, где x – это Infrastructure, Database, Software, Platform и т.д.), возлагаются большие надежды на то, что большинство компаний откажется от своей инфраструктуры и перенесет значительную часть своих сервисов на облачные структуры. Такое предположение позволяет надеяться, что стоимость компаний, предоставляющих подобного рода услуги будет расти. Это также подталкивает инвесторов к вложению средств в эти компании – хотя недавний пример с облаком Amazon-a заставил многих задуматься о степени готовности таких технологий для бизнеса.
Развитие технологий обработки данных позволило Интернет рекламе стать более направленной – теперь компания может узнать, что именно вам нужно в данный момент, а также с помощью прогнозной аналитики сделать предположения, что вам понадобится в будущем. Без сомнений, что сбор подробной информации о потребителе с помощью социальных сетей, отчетах о сделанных покупках, а также с помощью истории посещенных сайтов может, технологий геотаргетинга и т.д. поможет предложить ему именно то, что он хочет и тем самым повысить продажи. Всё это также позволяет надеяться на то, что Интернет будет основным локомотивом в росте экономики в будущем.
Из наиболее громких примеров можно привести Pinterest.com, запущенный в закрытое бета-тестирование в марте 2010, а уже в мае 2012 года проданный за 100 млн. $. Русскоязычный аналог Pinme.ru пока не достиг таких успехов. Такая прибыльность инвестиций не дает спокойно заснуть многим из инвесторов и пробуждает в них тягу к инвестированию во что-нибудь, имеющее хотя бы возможность в отдаленном будущем вести бизнес через Интернет.
Для проведения подобного инвестирования начали создаваться так называемые венчурные фонды, предназначенные для поиска и вложения средств в инновационные предприятия и IT стартапы. Под очарование тех перспектив, которые могут принести инновации, попало и высшее руководство нашей страны, идею восприняли с энтузиазмом и создали «Роснано», «Ростехнологии» и «Сколково». «Роснано» возглавил А.Б. Чубайс, не растерявший юношеской пылкости и задора за время его плодотворной трудовой деятельности, что, вкупе с умелым руководством и фантастическими способностями в бюджетировании, привело к заслуженному результату – ордену «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Рост количества сделок на американском рынке венчурного капитала в сегменте информационных технологий составил 19%, в то время, как в сегменте деловых и потребительских услуг было замечено снижение. В отрасли IT за первый квартал 2012 года было совершено 257 сделок на общую сумму в $2 млрд, что выше результата за аналогичный период предыдущего года, а также за 4 квартал 2011 года. Как и в прошлом году, сегмент программного обеспечения оказался крупнейшим в отрасли венчурного инвестирования, получив почти две трети инвестиций. В Европе, на фоне сокращения общего объема венчурного инвестирования, доля и количество сделок в сегменте информационных технологий наоборот растет. Если посмотреть на распределение пользователей по регионам, то 44 процента всех пользователей Интернета проживают в Азии, и совершенно понятно, что именно они будут рынком, показывающим самые высокие темпы роста, и, следовательно, самым заманчивым местом вложения для инвесторов.
Из этого можно сделать вывод, что объем инвестиций в сфере информационных технологий не достиг порога насыщения и, предположительно, будет расти дальше. Если этот рост будет расти вместе с объемом рынка товаров и услуг, предоставляемых посредством Интернет, то вполне возможно, что инвестиции и будут оправданы, и мы не дождемся очередного пузыря. Если же рынок будет перегреваться, то конец предсказуем – пузырь лопнет, оставив на рынке только действительно прибыльные компании. Сможет ли Интернет стать основным местом для продажи товаров и услуг – это отдельный вопрос, зависящий от многих экономических факторов.