Наличие интернета предполагает легкую передачу информации от одного человека к другому. Когда речь идет о простом общении – на помощь приходят аська, скайп, социальные сети и прочие. Но как быть, если вы хотите поделиться фильмом, музыкой и т.п.? Сейчас подобные вопросы ни у кого не возникнут – каждый пользователь интернета хоть раз да слышал слова «торрент», «трекер», «файлообменник» и т. п. Но поговорим о временах не так давно минувших – всего десяток лет назад о подобных словах мало кто слышал. В первую очередь потому, что данная технология только-только начинала зарождаться. Вся соль в том, что пользуясь «обычными» файлообменниками юзеры загружали свои файлы на некий единый сервер, и чем больше данных туда попадало, чем больше скачиваний было, тем больше была нагрузка на этот сервер. Принцип же действия пиринговых (Р2Р, peer-to-peer) сетей полностью противоположен. Все также существует «главный» сервер в сети, к которому изначально подключается пользователь. Однако, после того, как сервер получит (через клиентскую программу) адрес и хэш-сумму интересующего пользователя файла, программа-клиент в ответ получит адреса других пользователей, которые в данный момент также скачивают или раздают этот файл. Тем самым клиенты обмениваются данными друг с другом без непосредственного вмешательства трекера (сервера). Таким образом, чем больше пользователей качает/раздает какой-то файл, тем быстрее он скачается.
А началось все в апреле 2001 года, когда Брэм Коэн написал на языке Python первый торрент-клиент «Bit Torrent». Таким же именем был назван и сам протокол, которым до сих пор успешно пользуется вся интернет-общественность.
Итак, программа-клиент соединяется с себе подобными в сети, обменивается с ними информацией об имеющемся в наличии сегменте файла и о готовности его раздавать. Принцип работы в том, что нагрузка на раздающего файл снижается, поскольку другие клиенты начинают сразу же обмениваться данными, даже не докачав еще файл до конца. Основное правило торрент-файлов – «ты – мне, я – тебе»: обмен данными происходит тогда, когда у обеих сторон есть «недостающие фрагменты мозаики» файла. Когда процесс скачивания почти завершен, клиент запрашивает у всех существующих пиров (пользователей) все недостающие куски. Это так называемый режим end game – он позволяет избежать замедления, а то и зависания закачки из-за некоторых возможных клиентов с небольшой скоростью соединения.
И вот файл полностью скачан. Теперь клиент переходит в следующий режим – сидирование. То есть исключительно раздача. Чем больше сидов в сети, тем быстрее файл скачают другие пользователи. Правило хорошего тона пиринговых сетей – «скачал сам – дай скачать другому», то есть не уходить с раздачи сразу же.
Основные особенности пиринговой сети:
— отсутствие очереди на скачивание (как на файлообменниках, где вам предложат подождать около минуты, затем ввести код с картинки и только потом разрешать начать скачивание файла);
— файлы качаются небольшими фрагментами и чем реже встречается какой-то фрагмент, тем чаще он будет передаваться по сети между клиентами. Это позволяет распределить сегменты между пирами таким образом, что присутствие сидера – человека, имеющего в наличии «полный файл» – необязательно;
— помимо «сидеров» и «пиров» существуют еще «личеры» — это люди, скачивающие не полный файл, а только отдельные его куски (например, отдельные композиции из целого музыкального альбома). Так вот, несмотря на то, что у них будет на руках не полный файл, программа-клиент все равно скачает небольшой объем избыточной информации, что позволит личерам также выступать в роли сида.
Ну и закончим с теорией, пожалуй. Ведь надо сказать пару слов о собственно программах. Как же применить всю эту полезную информацию на практике, «добыв» заветный файл? Программ, работающих с протоколом Bit Torrent, на данный момент существует великое множество. Поговорим о самой популярной в рунете – это uTorrent. Любят его за малый размер, богатство настроек, простоту установки, стабильную работу и поддержку старого «железа». Он потребляет минимальное количество ресурсов, при этом вся программа состоит из единственного исполняемого файла, который не меняет никакие системные настройки. Интерфейс программы доступен на 38 языках, включая русский и украинский, также вы можете управлять программой удаленно через веб-интерфейс (с помощью браузера и любого компьютера, подключенного к сети интернет).
{filelink=27}, версия 3.0 для Windows.
Выбрать другую ОС, или язык можно на сайте разработчиков.